У каждого человека есть свои хронофаги, и формируются они от его образа жизни. Попробуем разобраться, кто же такие хронофаги?
Слово «хронофаг» состоит из двух частей: «хронос» в переводе с греческого означает «время», а «фаг» – поглотитель. Выходит, хронофаги – это поглотители нашего времени. Это все то, что отвлекает человека от выполнения важных и значимых задач.
Самые популярные хронофаги
- Общение в социальных сетях и чатах
- Просмотр телевизора, компьютерные игры
- Привычка часто проверять электронную почту, блоги, форумы
- Трата времени на бесполезные разговоры, в частности телефонные
- Привычка браться за несколько дел одновременно
- Трата времени на поиск информации, такой как документы, адреса, номера телефонов из-за отсутствия системы хранения важной информации
- Беспорядок в делах, документах, на рабочем столе, в компьютере
- Желание быть для всех полезным
- Неумение отказать и твердо сказать «НЕТ»
- Неумение расставлять в делах приоритеты
- Нежелание планировать рабочее время
- Отсутствие привычки вести записи
- Откладывание важных дел на конец рабочего дня
- Боязнь задавать уточняющие вопросы
- Частые «перекуры» и «перекусы»
- Недостаток отдыха и недосыпание
- Нехватка мотивации
- Нерешительность и медлительность
- Чрезмерная спешка в делах
- Привычка бросать дело на половине пути или перекладывать выполнение на потом
- Сожаление о прошлых ошибках и неудачах
- Отсутствие чувства времени
- Чрезмерное планирование, так и не переходя к действиям
- Бесполезная трата времени на дорогу — в том смысле, что в дороге тоже можно заняться полезными делами, такими, как чтение, важные разговоры и общение с важными людьми
- Навязанные извне собрания, митинги, сборы
Список можно и дальше продолжить.
Как распознать свои хронофаги?
Попробуйте проанализировать свои дни: записывайте все, что происходит с вами в течение дня, и хотя бы на протяжении 2 недель. Записывайте все, включая пятиминутные «перекуры», телефонные разговоры и прочие мелочные действия, которые, казалось бы, незначительно занимают у Вас времени. Подсчитав же общее время, потраченное на эти бесполезные занятия, результат Вас может несколько шокировать.

Такое практическое задание поможет Вам вычислить свои личные хронофаги, проанализировать их, оставить нужные и важные для Вас, а совершенно бесполезные действия заменить более значимыми делами. Выполните это задание непременно письменно, на листе бумаги. Далее, перепишите на отдельный лист все ваши бесполезные хронофаги и начинайте с ними бороться.
Как бороться с хронофагами?
С бесполезными хронофагами можно и нужно бороться. Вот несколько универсальных методов от специалистов в области тайм-менеджмента:
Будьте более организованны
Старайтесь содержать свои вещи, свое рабочее место и свои дела в порядке, чтобы тратить меньше времени на поиск нужных предметов и документов. Придумайте свою систему хранения необходимых документов, электронных файлов. Перед тем как куда-то собираться, заранее спланируйте и подготовьте вещи и одежду, которые оденете или возьмете с собой. Старайтесь действовать согласно своему плану, чтобы не действовать хаотично. А поэтому ведите ежедневник, планируйте и действуйте.
Ставьте перед собой четкие цели
Если у человека нет четких целей, тогда он не может четко действовать и время тратиться на все что угодно, но только не на выполнение конкретных задач. Поэтому обязательно определите для себя конкретные цели, пропишите промежуточные пункты, которые ведут к достижению цели, спланируйте сроки выполнения всех задач и смело приступайте к действиям.
Научитесь расставлять приоритеты
Планируя каждый свой день, разделите все дела на важные и второстепенные. В первой половине дня старайтесь разобраться с более важными и трудными задачами, стараясь не отвлекаться на посторонние факторы. И только после их выполнения принимайтесь за второстепенные дела.
Не планируйте слишком много дел
Составляя планы на день, неделю, месяц — учитывайте свои человеческие способности. Если планов на день окажется слишком много, вы начнете метаться между делами, хаотично хвататься то за одну задачу, то за другую, тратя больше времени на выбор. 1-3 важных задач и 4-5 второстепенных на день будет достаточно.
Скажите «НЕТ» параллельным делам
Не старайтесь выполнять несколько дел одновременно, в большинстве случаев это невозможно. Иногда кажется, что у вас это получается, на самом же деле вы перескакиваете с одной задачи на другую, тратя время еще и на переключение внимания.
Меньше размышляйте
Многие люди тратят уйму времени на обдумывание своих планов. С чего лучше начать, в каком порядке лучше действовать, какие могут быть результаты? И это порой так затягивает, что между планом и действиями оказываются «километры времени». Конечно, тщательное обдумывание планов необходимо, но не тяните время и начните действовать. Возможно, многие дела вы додумаете во время активных действий.
И главное, научитесь всегда делать то, что наметили. Не ведитесь на поводу своей лени, не давайте себе поблажек. Делайте дела во время, когда наметили, не откладывайте на потом. Каждый день и всегда развивайте в себе самодисциплину.
«Дисциплина – это решение делать то, чего не очень хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь».
Джон Максвелл, ведущий эксперт по вопросам лидерства.
ПЛАНИРУЙТЕ, ОРГАНИЗУЙТЕ И ДЕЙСТВУЙТЕ…